Возникновение и развитие образования на территории современного Октябрьского района находится в прямой зависимости от социально-экономического уклада и существующих этнических отношений. Для краткого анализа развития образования в районе условно поделим этот процесс на три основных этапа: досоветский, советский и постсоветский или современный.
Правомерность такого деления можно аргументировать подходами к решению поставленных целей и задач государством перед организаторами духовного и культурно-образовательного развития граждан, как в целом на территории государства, так и на отдельно взятых национальных окраинах, к которым относилась в ту пору и Кодская земля. Современный Октябрьский район находится в границах легендарного Кодского княжества, земли которого были присоединены к государству Российскому Ермаком Тимофеевичем в 1581-1583 годах.
Проникновение христианства в середине XVI - начале XVII веков на землю древней Югры стало важным фактором духовного просвещения местного населения и, в первую очередь, их обращения в христианскую веру, в основном насильственного, так как населяющие данную территорию остяки(ханты) и вогулы (манси) поклонялись языческим богам. Основными центрами духовного просвещения местного населения и пришельцев - новгородских ушкуйников, воинства Ермака Тимофеевича, путешественников и сермяжных крестьян, русскоязычных промысловиков и охотников-были православные церкви, монастыри и храмы. В 1602 году в Кодске (ныне пгт Октябрьское) была построена первая деревянная церковь. Затем в 1657 году на ее месте воздвигли Свято-Троицкую церковь, при которой был основан Кодский монастырь. В ноябре 1729 года при монастыре заложили каменный Троицкий пятиглавый храм с колокольней, который строили более 30 лет и освятили только в 1765 году ( в настоящее время храм реставрируется).
В 1842–1843 гг. Св. Синод вызвал из пяти епархий желающих поступить миссионерами в Кондинский монастырь, где в 1844 г. была учреждена церковная миссия для ведения просветительской работы среди инородцев Березовского края. Настоятелем монастыря был поставлен иеромонах Воронежского Митрофаниева монастыря Арсений, а помощником и учителем в монастырскую школу иеромонахи Воронежской епархии Аверкий и Тамбовской Милетий. Ими было набрано 10 остяцких мальчиков для обучения в монастырской школе, а также 10 русских из села Кондинского. Подобные школы были открыты в селах: Сухоруковском, Малоатлымском и Белогорском. А протоиереем Иваном Заборовским созданы школы при церквах в селах: Варьякском, Верхнелумпокорском, Ваховском и Малоюганском, где в общей сложности обучалось 29 остяцких мальчиков. В Березовском уездном училище с 1844 г. кроме русских детей обучались два самоеда и 10 остяков. Это составляло примерно третью часть детей, обучающихся грамоте на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Детей учили чтению, письму, церковному пению, краткому Катехизису и Священной истории. После окончания школы они возвращались домой, где должны были учить азам церковной грамотности своих родственников.
Каков был результат? Во время ревизии 1882 г. Кондинского монастыря Тобольским протоиереем Петром Поповым в отчете было указано: «в школе обучалось по словам настоятеля до 20 чел. – 5 инородческих и 15 русских мальчиков, но судя по отзыву жителей с. Кондинского едва ли кто в дальнейшем будет учиться в этой школе. Недовольны все вообще русские и инородцы, что не смотря на продолжительность обучения в ней (4–5 годов) дети не умеют порядочно ни читать, ни писать, что и подтвердилось».
Другой исследователь этой темы К.Губарев, побывавший в монастыре несколько позднее, в своих записях более категоричен: «…а при нем (Кондинском монастыре) в 1884 году открыто училище для 10-ти мальчиков остяков на полном от казны содержании. Что же он (монастырь) сделал на самом деле? Посеял ли полезные семена между инородцами, ознакомил ли их с истинным смыслом учения Христова, наконец, возвел ли из тысячи дикарей хотя несколько личностей на степень сознания человеческого достоинства? Тяжело выговорить, а приходится отвечать: нет, и нет!». Ниже делает заключение: «…не обучение, а мучение – зубрежка без понятия, а результат – нулевой..»
Чтобы окончательно понять проблемы просвещения и миссионерства в этот период, нужно учитывать и те обстоятельства, что, наряду с такими подвижниками этой труднейшей деятельности как МитрополитТобольский и Сибирский Филофей Лещинский и приглашенные им из Киевской духовной академии достойнейшие учителя: Яков Волынский, Иван Блажевский, Герасим Граневич, Пафнутий Даневский и др., на местах эту миссию выполняли личности весьма далекие от образования и воспитания.
И все же, несмотря на эти печальные строки, с полной уверенностью можно делать вывод о том, что территория современного Октябрьского района во второй половине XIX века была одной из первых на крайнем севере Западной Сибири, где шел процесс развития духовного и светского образования.
Формирование образования, как системы, началось в нашей стране с приходом Советской власти. Лозунг вождя большевистской партии В.И. Ульянова (Ленина): «Учиться, учиться и учиться!» становится одной из важнейших государственных задач. «Всеобуч» распространяется на все неграмотное население молодого российского государства. Это был поистине грандиозный прорыв в обучении народа грамоте, выращивании своих собственных высокопрофессиональных специалистов – педагогов и ученых, проложивших в дальнейшем путь к мировому лидерству в освоении фундаментальных наук.
Советский период вошел в историю развития образования в нашем районе рядом позитивных результатов. Сразу после Гражданской войны 1918-1921 гг., организационная чехарда в административно-территориальном делении в нашем крае не способствовала развитию системы. В 1923 году были упразднены губернии, уезды, волости, образована Уральская область. Постановлением правительства большевиков 10 декабря 1930 г. образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. В 1934 году в связи с разукрупнением Уральской области создана Обь-Иртышская область с центром в г. Тюмени. В декабре 1934 года округ вошел в состав Омской области и т.д. Территория будущего Октябрьского района находилась в составе и под управлением этих административных единиц. В такой ситуации задача всеобщего обучения граждан грамоте была у партийных и советских органов отнюдь не на первом месте. И только с образованием 4 июля 1937 года Микояновского района, путем разукрупнения (выделения части территорий Самаровского и Березовского районов), началась более конкретная и последовательная работа по выполнению задач, направленных на развитие системы образования. Спустя 20 лет Микояновский район был переименован в Октябрьский с административным центром в с. Кондинское.
С конца 30-х и до конца 50-х гг. ХХ века в Октябрьском районе бурно развивалось сельское хозяйство, рыбная промышленность, пушное звероводство, в национальных поселениях – оленеводство. Зарождалась лесная промышленность. В районе насчитывалось свыше 50 населенных пунктов. В 1941 году существовали школы: 1 средняя (Кондинская), 6 семилетних и 34 начальных. Многие из них получили успешное развитие и функционируют до настоящего времени.. Названия школ совпадали с названием населенных пунктов. Многих уже не найти на современной карте Октябрьского района, таких начальных школ как Казымская, Лохтоткуртская, Осиновская, Полноватская, Мулигортская, Сосновская, Яганокуртская, Низямская, Леушинская, Кальмановская, Поснокортская, Холопантская, Верхне - Нарыкарская, Няганьская, Послонская, Подгорная, Быстринская, Проточинская, Большеюртовская, Моимская, Лорбинская, Новинская, Кеушинская, Ламская, Алешкинская, Котлаховская, Лиственная.
В общей сложности, к концу 50-х годов, среднегодовое количество учащихся варьировалось в пределах 2.5 тысяч человек. Большинство школ размещались в приспособленных помещениях, остро сказывалась нехватка квалифицированных педагогических кадров, материальная база для организации процесса обучения была крайне скудная.
Однако, основная задача по ликвидации неграмотности населения и всеобучу детей была выполнена. Значительный качественный скачок развитие образования получило в 60-70 гг. прошлого века. Это связано с периодом бурного развития лесной промышленности в нашем регионе. Так, в середине 60-х г.г., в районе создаются крупнейшие леспромхозы: Ун-Юганский, Няганьский, Обской с шестью лесоучастками в п. Карымкары, с. Большие Леуши, п. Комсомольский, п. Кормужиханка, с. Пальяново, п. Сергино.
Годовая заготовка и вывозка леса доходила до двух миллионов кубометров. Это потребовало притока рабочей силы, инженерно-технических кадров, руководителей среднего и высшего звена. Основу кадрового обеспечения лесников должны были дать, в том числе, и школы Октябрьского района. В первой половине 70-х гг. статус средних школ, к уже имеющимся Октябрьской и Шеркальской, получают Ун-Юганская, Няганьская, Карымкарская, Комсомольская и Сергинская школы. Число учащихся в районе увеличивается до 4.5 тысяч, а к концу 70-х гг. превышает 5 тысяч человек. Берется курс на качество обучения, вводится производственная практика, ориентирующая выпускников на работу в лесной промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. Апробируется 11-летний курс обучения в средней школе. Значительно укрепляется материально-техническая база общеобразовательных школ, в том числе и благодаря развитию движения шефства крупнейших предприятий района над школами. Так коллектив Ун-Юганского леспромхоза, под руководством Героя социалистического труда Михаила Ивановича Альшевского, в течение многих лет оказывал значимую шефскую помощь Шеркальской средней школе.
Наш земляк, директор Октябрьского рыбозавода Сыченко Александр Иванович – Почетный гражданин Октябрьского района, на средства рыбозавода построил не только Горнореченскую школу, но и детские сады на своих рыбоучастках, оказывал образовательным учреждениям поддержку и постоянную материальную помощь. Взаимные усилия коллективов учителей и шефов привели к тому, что район, в основном, обеспечивал себя молодыми специалистами практически во всех отраслях хозяйствования и социальной сфере за счет выпускников школ района.
Этот период характеризуется бурным развитием образования. Стараниями педагогов-новаторов того времени: Казаковой Августы Павловны (заслуженного учителя РСФСР), Волдиной Антониды Ивановны (Почетного гражданина Октябрьского района), Сыченко Алевтины Тимофеевны, (заслуженного учителя РСФСР), легендарных директоров школ - Вишнякова Петра Александровича (Перегребинская средняя школа), Хозяинова Петра Лаврентьевича (Октябрьская средняя школа), Тимофеева Геннадия Николаевича (Б-Каменская НСШ, Октябрьская НСШ), организаторов образования: - заведующих Районного отдела народного образования-Магдалинского П.М. - 1938-1943 гг., Страхова Павла Ивановича - 1945-1958 гг., Давыденко Александра Михайловича - 1968-1984 гг. и многих, многих других, выпускники школ нашего района стали поступать в самые престижные ВУЗы Москвы, Киева, Томска, Новосибирска, Свердловска. Многие из них, получив специальность, возвращались работать в свой район, многие продолжили обучение и защитили ученую степень кандидатов и докторов наук.
В 1985 году из состава Октябрьского района вышел в окружное подчинение г. Нягань. Распад СССР привел к ухудшению социально-экономического положения страны. В нашем районе «приказали долго жить» традиционные отрасли – сельскохозяйственная промышленность, а затем исчезли лесная и рыбная. Сократилось население. Резко повысилась безработица. Район стали покидать самые необходимые специалисты. Стало сокращаться число учащихся в общеобразовательных школах и учителей предметников. Снизилась рождаемость. В отдельных населенных пунктах закрылись детские сады. Перестройка ввела многопартийную систему; идеалы коммунизма, на которых строилось обучение и воспитание советских людей, канули в лету. Государство срочно сломало старую систему управления. Создать в короткие сроки новую систему оказалось гораздо сложнее. На гребне демократической волны проводятся выборы исполнительных и представительных органов муниципальной власти, практикуются выборы руководителей предприятий и учреждений.
Такие исторические преобразования не способствовали развитию образовательной системы. Реформирование экономической и социальной отраслей, последовавшая в дальнейшем приватизация тормозили развитие образования. Тенденция развития наметилась с принятием решения о формировании власти в субъектах РФ в форме местного самоуправления и утверждения в конце 2003 года Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Именно в этот период образование в Октябрьском районе претерпело новый качественный скачек. В первую очередь, на мой взгляд, это связано с развитием принципиально новых для района отраслей промышленности–нефтедобывающей и газовой. Другим важным фактором, я считаю, было обновление руководства района. Начиная с 1991 года и до 2011 года, обязанности главы района исполнял А.К. Киприянов. В 1996 году состоялся первый созыв Думы Октябрьского района. Депутаты взяли курс на социальную направленность районного бюджета несмотря на то, что он был весьма ограниченным. Доля на развитие образования в районном бюджете значительно увеличилась и ежегодно составляла от 30 до 40%.
В первую очередь необходимо было улучшать материальную базу общеобразовательных и дошкольных учреждений, так как некоторые из них ютились в помещениях 30-40 годов. Заново были построены здания Горнореченской и Зареченской школ, возобновлено и завершено строительство Приобской средней школы. Согласно окружным программам возведены капитальные типовые здания Нижнее-Нарыкарской, Чемашинской, Шеркальской, Малоатлымской, Карымкарской и Большеатлымской средних школ.
Учитывая географическую специфику района, при двух национальных школах-Большеатлымской и Шеркальской- построены современные интернаты, Детский дом в п. Сергино, Дом детского творчества в п. Приобье. Впервые, по инициативе районной администрации и отдела образования, в районе появляются автобусы для перевозки учащихся (п. Комсомольский, п. Унъюган, с. Перегребное). В конце 90-х и особенно «нулевых» годах, внедряются программы полной компьютеризации школ. Это был настоящий прорыв в качестве образования. Педагоги внедряют в учебно-воспитательный процесс современные технологии. Получая качественные знания, выпускники имеют возможность овладевать современными профессиями.
В 2006 году в состав Октябрьского района вошло городское поселение Талинка с современной средней общеобразовательной школой.
В 2012 году систему образования представляют 20 средних общеобразовательных школ, две-основных школы и одна начальная. Об этой школе в п. Приобье хочется сказать несколько слов. В 1994 году она выделена из состава средней школы по инициативе ее бессменного директора и замечательного педагога Т.А. Машининой. Замечательный педагог и современный руководитель, она сумела убедить родителей учащихся 1-4 классов в необходимости формирования знаний, умений и навыков в психологически комфортной возрастной среде. Педагогический коллектив единомышленников Приобской начальной школы успешно справляется с этой задачей уже почти два десятка лет. Сегодня они-опорная площадка района по внедрению ФГОС НОО, их опыт работы находит практическое применение в системе образования. Т.А. Машинина - Почетный гражданин Октябрьского района.
Дальнейшее развитие в районе получила система дополнительного образования. В десяти учреждениях дополнительного образования сегодня занимается 3500 детей из 4300 обучающихся в общеобразовательных школах. Благодаря поддержке и вниманию со стороны педагогов, Управления образования администрации Октябрьского района, наши воспитанники успешно конкурируют со сверстниками из Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ребятами из других субъектов Российской Федерации, создают прецеденты выхода на международный уровень.
Выполнение задач нового российского общества потребовало от администрации района дальнейшего укрепления образовательной системы. В начале 90-х гг. создается Совет директоров–аналитический и методический центр внедрения инновационных программ в общеобразовательных учреждениях. В структуре администрации появляется Управление образования, стратегической целью которого является дальнейшее повышение качества образования и расширение его доступности, основной задачей - укрепление и сохранение здоровья обучающихся и воспитанников.
Начальником Управления образования в это время была назначена Борисова Раиса Алексеевна, внесшая значительный вклад в развитие образования в Октябрьском районе и укрепление его кадрового потенциала. Этот ответственный пост она занимала 7 лет.
За 74 года систему образования в нашем районе возглавляли 20 руководителей. В разное время был отдел, потом комитет, а затем Управление образования и молодежной политики. Первым, официально назначенным заведующим отделом в августе 1938 года, был Голошубин А.В.
До одного года возглавляли образование: Пляцек А.Л., Титов П.М., Елесин И.М., Марченко А.С., Яганцев М.Н., Попов Н.М., Тимофеев Геннадий Николаевич.
От 3-х до 4-х лет руководителями были: Брагин Георгий Петрович, Кутырев Леонид Иванович, Муртазин Игорь Измайлович, Худякова Людмила Михайловна, Пономарев Геннадий Серафимович, Григорьев Владимир Семенович; 7 лет возглавляла Управление Галеева Татьяна Григорьевна; около 13 лет – Страхов Павел Иванович и более 15 лет – Давыденко Александр Михайлович.
С 2013 года по настоящее время Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района возглавляет Киселева Татьяна Борисовна.
Современный образовательный процесс в Октябрьском районе обеспечивают 897 квалифицированных педагогов, в числе которых 5 заслуженных учителей РФ, 7 заслуженных работников образования ХМАО-Югры, 8-награждены медалями РФ, 42-имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», 297 педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.
Результатом деятельности системы образования в нашем районе является факт поступления в высшие учебные заведения нашей страны свыше 60 % выпускников средних общеобразовательных школ Октябрьского района, до 35 % - поступают в среднеспециальные образовательные учреждения и успешно их заканчивают. Система образования живет и продолжает развиваться.
по материалам Пономарева Г.С.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.